пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅ
 

новости   походы   т-материалы   т-книги   т-юмор   т-форум   Написать письмо


Новости
Походы
Т-материалы
Т-книги
Т-юмор

Главное, что нужно взять с собой в поход - это качественный и надежный походный рюкзак, от выбора рюкзака во многом зависит, каким получится Ваш поход.

Туризм и альпинизм в Киеве
Т-форум
Т-галерея








Крым


Зарисовки о походе по весеннему майскому Крыму


Ира Осипова, Илья Гуз (зеленый шрифт),

июнь, 2003


Нас было двадцать два (пишу буквами, чтобы не подумали, что опечатка). Со многими я была едва знакома.

Организационно мы решили разделиться на две группы с целью увеличения мобильности – известно, что чем меньше группа, тем она подвижнее. Ночевки, правда, запланировали совместные, но, на всякий случай, снаряжение обеих групп было полностью автономным. Каждой группе дали по медику, завхозу, фотографу и руководителю. Для связи на маршруте планировали использовать мобильные телефоны (которыми, кстати, ни разу так и не воспользовались) и так называемый МЛУН (маркировочная лента универсального назначения). МЛУН была бумажной и цветной. Группа, идущая первой, маркировала свой маршрут, чтобы вторая группа по возможности к вечеру присоединилась к первой. Использовать МЛУН пришлось всего пару раз. Несмотря на огромное количество и разную подготовку участников, наша команда оказалась вполне организованной. На маршруте никто не отставал, утренние сборы длились часа два.

Удивительный был поход, насыщенный яркими впечатлениями до отказа. Огромное количество цветов – целые поляны подснежников, крокусов, сон-травы, каких-то лютиков и прочих неведомых мне, к сожалению, весенних созданий. Роскошь и великолепие убранства пещер – Мраморной и Эмине-Баир-Хосар. Подземная река в пещере Кизил-Коба. Крымские ландшафты – Чатыр-Даг, Демерджи, Караби – ими можно было любоваться без ограничений, которые частенько накладывает непогода. Можно отдельно пропеть похвалу погоде – давно не бывал в походе, где не упало бы ни капли дождя. А самое главное – замечательная подобралась компания! К ярким впечатлениям следует отнести и экстремальную ночевку на Демерджи-Яйле, когда мы не смогли вернуться в лагерь из радиалки в Долину Привидений.

Фото Маши Зеленской.

Горные пионы.
Фото Маши Зеленской.

Фото Маши Зеленской.

Сон-трава.
Фото Маши Зеленской.

Здоровенный сталагмит
Шапка Мономаха из пещеры
Эмине-Баир-Хосар
на Чатыр-Даге.
Фото Антона Василенко.

Наша немалая группа
на вершине Эклизи-Бурун (1527),
Чатыр-Даг.
Фото Жени Толбатова.

Подснежники.
Фото Маши Зеленской.

Речка Су-Учхан (Летящая Вода)
или Кизилкобинка,
та самая подземная речка,
которой любуются посетители
пещеры Кизил-Коба,
вырывается на волю водопадом.
Фото Маши Зеленской.

Поляны сон-травы.
Фото Маши Зеленской.

Мы в несколько поредевшем
составе на вершине Тай-Коба (1259).
За нашими спинами -
каменное море Караби-Яйлы.
Фото Иры Осиповой.

Шестью поездами наша компания прибыла в Симферополь. В Перевальное уезжали двумя партиями. С трассы Симферополь-Алушта увидели белые склоны Чатырдага. Оказалось, что это не скалы белеют, нет, это – снег.

Недалеко от Перевального – первая ночевка. Первые фотографии желтых пионов и еще каких-то неизвестных мне цветочков. Вечер знакомств – все нацепили бэйджики с именами, с подачи Андрюши у костра каждый сказал о себе пару слов. Ну вот, вроде бы немного познакомились.

Первый походный день. Поднимаемся на Чатырдаг. Несмотря на то, что "у каждого было особое мненье, как лезть нам по этой горе", благополучно взбираемся на нижнее плато. По дороге встречаем массу крокусов – голубых, фиолетовых и почти белых. Само плато – сплошной ковер сон-травы.

Подходим к пещере Эмине-Баир-Хосар. Спускаемся вглубь – взгляд скользит по сталактитам, сталагмитам и сталагнатам (сросшимся в колонну сталактитам и сталагмитам). Экскурсовод рассказывает о большом количестве костей древних животных, найденных в пещере и запускает стрелу – "А сейчас ищем голову мамонта. Планируем собрать мамонта целиком. Так что приезжайте еще…". Проходим по палеозоологическому музею. Спускаемся все ниже и ниже – к подземному озеру. Отчетливо виден уровень воды в озере в былые времена – кальцитовый поясок. Затем попадаем в зал Идолов. Причудливые фигуры столпились вокруг – включаешь фантазию, и видишь все, что хочешь. В натеках на стенах тоже можно увидеть желаемое. После зала Идолов экскурсовод показывает закрытый ход в труднодоступные галереи пещеры. В нижней части пещеры огромный сталагмит в форме гриба с официальным названием "шапка Мономаха". Тут же – лягушка, медуза, а с другой стороны – хозяйка пещеры. Обратно поднимаемся тем же маршрутом.

Сверху солнце слепит глаза. Возникает ощущение переполненности впечатлениями.

Через полчаса ходу добираемся до Мраморной пещеры. Впечатления в голове уже утряслись. Идем в пещеру.

Мраморная поражает размерами своих залов. В пещере нет настоящего мрамора, основной материал, из которого она сложена – мраморовидный известняк. Нас окружает масса разнообразных фигур главной галереи. Иду и не устаю любоваться все новыми и новыми натеками. Все это формировалось десятки и сотни тысяч лет. Богатейший материал для фантазии. После главной галереи возвращаемся назад и идем в Тигровый ход – узкую горизонтальную галерею. Здесь немного другая подсветка – все вокруг кажется оранжевым, почти красным.

Выходим наверх, к свету.

Да, все это стоит того, чтобы посмотреть. И никакие фотографии не передадут сказочной красоты подземных дворцов, поразительной причудливости фигур каменных жителей подземного мира. Обе пещеры, казалось бы, должны быть похожи – ведь это все строила одна и та же вода из одного и того же известняка. Но они совершенно разные.

Дальше наш путь лежит в направлении верхнего плато Чатырдага. Вечером останавливаемся на ночевку перед самым подъемом на Эклизи-Бурун (высшая точка Чатырдага). Родника здесь нет, но снег в лесу еще не сошел – готовим на талой воде. Среди пятен снега встречаются полянки подснежников.

Утром второго дня начинаем подъем на верхнее плато Чатырдага. Дорога лежит по спрессованному снегу – Илья протаптывает ступени.

Наконец, снег заканчивается, и дальше идем уже по траве. С Эклизи-Бурун видна заснеженная главная гряда Крымских гор. На горизонте – море. В дымке видим следующую цель нашего путешествия – Демерджи с Долиной Привидений.

Спускаемся с Чатырдага на Ангарский перевал. По дороге встречаем сноубордистов и лыжников, которые при полном снаряжении рыщут в поисках снега.

С Ангарского перевала весело и уверенно выруливаем мимо Долины привидений и поднимаемся к Пахкал-Кае. Ошибка вышла, но возвращаться не хочется. Идем к поляне МАН. (Не все в порядке с поляной МАН. На разных картах она находится в разных местах. Мы же были на перемычке между хр.Эльх-Кая и Демерджи-Яйлой. Удобное место для лагеря, с родником. В средние века здесь находился пограничный пост с крепостью на вершине Пахкал-Кая.) Там организуем лагерь и небольшой толпой в семнадцать человек отправляемся в радиалку, в Долину Привидений.

По дороге Ксюша жалуется, что поход какой-то чересчур легкий, никаких тебе тяжелых дневных переходов, хорошо хоть в радиалку пошли. А то как-то не по-крокусовски.

Живописная тропа траверсирует обрыв Северной Демерджи, выводит на яйлу. По яйле выходим к Южной Демерджи и спускаемся в Долину. Рассматриваем привидения в сумерках. Чувствуется усталость. Возвращаемся обратно. У скал Южной Демерджи останавливаемся передохнуть. Выходим на дорогу, которая, по достоверным сведениям нашей антишпионской карты, должна провести нас по плато Демерджи. Тропе, по которой мы шли в Долину, ночью лучше не доверяться – есть куда падать. Бодро шагаем по дороге, поем песни. Через пару часов должны быть в лагере. А там ужин, чай, спальник…

Тут дорога начинает преподносить сюрпризы – идет не в ту сторону. Если идти по ней, придется сделать огромный крюк, дойдя почти до перемычки между Демерджи и Тирке-яйлой, а потом еще и неизвестно как спуститься к поляне МАН. Ищем более простой путь – мы же видели дорогу с Северной Демерджи прямо к поляне. Как бы нам на нее попасть? Поиски, шаманские кружения на одном и том же месте не приводят к просветлению. В нашей маленькой группе, естественно возникают разногласия – "А идемте по той же тропе!" и "Я по этой тропе ночью не пойду!", а также "Давайте проголосуем!". Правда, "в условиях тоталитарного режима и отсутствия демократии" (цитирую Илью) мысль о голосовании кажется крамольной. Илья принимает решение ночевать у костра. Нам повезло – на плато мы наткнулись на лагерь группы киевлян из четырех человек. Они угостили нас чаем, хлебом, сахаром, дали котелок и кружки и приняли к себе в палатку трех девчонок. Воду топили из снега – хорошо, что в этом году приход весны задержался.

Утром, на рассвете вышли на траверсирующую обрыв тропу и известным путем добрались до лагеря. Там нас встречали Санек, Ксюша, Андрей, Люба и Аня.

Позавтракав, завалились спать до обеда.

После обеда поднимаемся наверх, на плато Демерджи, и идем на Тирке-яйлу. Дальше путь наш лежит к Долгоруковской яйле, к Красной пещере. Перед выходом на Долгоруковскую яйлу, не доходя до лесника пары километров (кстати, лесничество это на карте не обозначено) становимся на ночевку.

О карте*, которой мы пользовались в походе, следует сказать отдельно. Полукилометровка, видимо, является лучшей или одной из лучших наших карт Горного Крыма на сегодняшний день, но помучившись с ней в походе, понимаешь, насколько далека она от совершенства. На карте не обозначены не только такие объекты, как упомянутое лесничество, которое существует, судя по внешнему виду, не один десяток лет, но и автомобильные проселочные дороги (на Северной Демерджи, Долгоруковской Яйле, Караби-Яйле), другие дороги нанесены приблизительно (Долгоруковская Яйла, Демерджи-Яйла, район верховья р.Су-Ат), весьма неточно переданы детали рельефа и даже высоты (!) Караби-Яйлы (юго-восточной части). Плохо соответствует реальности весь изображенный на карте хребет Катран-Яккан-Тепе. Не нанесены искусственные водоемы, которые хорошо просматриваются с южного обрыва Караби.

Утром снова замечательная погода. Идем по яйле. Вот уже должен быть поворот на пещеры, а его все нет. Останавливаемся для разведки, которая плавно переходит в обед. На обеде Маша достает нычку – 3(!) литра апельсинового сока. Да, есть девушки в наших походах! До этого момента наиболее впечатляющей нычкой были 2 кг картошки, которые Леша Марьясов взял с собой в Румынию.

После обеда находим тропу – спуск к пещере, которая со стороны плато почти не видна. Заметили ее только благодаря группе, поднимавшейся на плато. Первые несколько десятков метров тропы просто нет (есть, правда, цепочка туров, не бросившихся нам в глаза). Потом появляется маленькая тропинка, плавно переходящая в каменистую слоновью тропу. Спускаемся по ней практически до Перевального. Вход в Красную пещеру немногим выше уровня села. В долине реки Кизилкобинки масса палаток и людей. Идем в пещеру. Конечно, состояние этой пещеры сильно отличается от тех, что на Чатырдаге. После открытия самой длинной крымской пещеры в нее ринулись все, кому не лень – от спелеологов до просто любопытствующих. Пещера интересна тем, что в ней нашли следы древней культуры, названной впоследствии кизилкобинской. Кроме того, незабываемое впечатление производит мощный поток подземной реки, которая выливается из пещеры каскадным водопадом Су-Учхан (летящая вода). Струи водопада то разделяются, то вновь сливаются вместе. Однако следов стенных драпировок, сталактитов и сталагмитов в пещере почти не осталось. Правда, это касается легкодоступной ее части. Чтобы попасть в нетронутые и очень красивые части пещеры дальше, за сифон, можно отправиться в экзотический тур, который тоже проводят организаторы, но стоит это весьма недешево – по 200 грн с человека…

Вечером устраиваем лагерь на берегу речки. 11 человек решают сойти с маршрута. Надя с Олей и Лешей Марьясовым отправляются на Форос – полазить по скалам. Еще восемь человек под руководством опытной туристки Любы направляются к морю в Лисью бухту, что недалеко от Кара-дага.

Оставшиеся одиннадцать человек (Маша, Антон, Ксюша Глущенко, Алена, Женя, Лена, Андрей Грибан, Леша Таланцев, Макс, Илья и я) идут дальше по маршруту.

Утром теплые прощальные объятия, договариваемся о встрече в поезде.

Поднимаемся снова на Долгоруковскую яйлу и оттуда идем в сторону Караби. К вечеру мы на Партизанской поляне. Неспешно ставим лагерь, готовим ужин. Непривычная малолюдность и тишина у костра. Чувствуется настроение каждого человека. Очень резкий контраст по сравнению с предыдущими вечерами. В компании из 22 человек ощущение "я и толпа", а когда нас осталось 11, ощущение толпы исчезло и появилось "я в команде".

Обилие цветов поражает нас, городских жителей. Неужели такое буйство здесь каждой весной? Палатки приходится ставить на подснежники – нельзя найти место, где бы они не росли. По некоторым полянам нельзя пройти так, чтобы не наступить на сон-траву – так густо растут эти потрясающие цветы.

Утром начали подъем на Караби. По дороге, на привалах, избыток скопившейся энергии народ выплескивал в кувырки, стойки на руках, прыжки друг через друга и через палку от Лешиного сачка. В итоге Ксюша в прыжке сломала эту палку пополам, и стало у Леши их две. Группа ликовала – у бабочек появился шанс промахнуть мимо Леши без последствий.

Поднялись на вершину Тай-Коба. С нее открылся вид вниз на холмистое плато Караби-яйлы с одной стороны, море с другой и живописные обрывы Тирке с третьей. Спустились с вершины и подошли к краю плато. Перед нами открылся вид на скальные обрывы Караби. Идем вдоль обрыва. На обеде расстались с Машей, Леной и Антоном – у Маши и Лены билеты на третье мая, и сегодня, второго, им нужно быть в Рыбачьем. Антон идет в качестве проводника и защитника. Мы же должны закончить маршрут завтра, на побережье. Может, даже успеем искупаться. Отсюда, с Караби, море представляется таким желанным, ласковым и наверняка теплым. А сейчас охлаждаемся, бегая по снежнику босиком и окуная лицо в снег. Еще собираем снег в бутылки – очень удобно, сначала, пока снег тает, прикладываем холодильники к разгоряченным шеям, щекам и т.п., а когда снег растаял – пьем воду. Вот уже и восточные окраины Караби. Надо бы выйти на хребет Катран-Яккан-Тепе. Илья, все еще наивно доверяя нашей замечательной пятисотметровке, ищет дорогу на хребет. Однако, даже рельеф (!) на карте не совпадает с таковым на местности. Ну, это уже слишком! У Ильи острый приступ аллергии к продукции Киевской военно-топографической фабрики. Несмотря на тяжелое состояние руководителя, нам удается таки попасть на нужную дорогу, добраться до Малых ворот и дальше к перевалу Аликот-Богаз (правда, на разных картах он обозначен в разных точках, и я не уверена, что мы были именно на нем). На перевале есть родник, в котором вода течет по капле. А возле этого родника уже несколько палаток. Положившись на судьбу, идем себе и идем, пока не выходим совершенно неожиданно (карта не давала никаких оснований для надежд, видимо, приберегая для нас сюрприз) к шумной речушке и замечательному месту для лагеря. Отсюда виден спуск к трассе на Приветное. Нам нужно ее пересечь завтра, чтобы выйти к скале Свиданий.

И вот уже последний походный день. Утром спустились к трассе и напрямик двинулись к скале, которая на карте называется Свидания, а местные зовут ее Верблюдом. Выяснилось, что скала Свидания – это совсем другая скала. Но мы уже не удивляемся. Идем к скале, и уже почти под ней (оставалось подняться еще минут десять до подножия), встречаем источник, пруд и неплохое место под палатки. Идем к Зеленогорью. Тропа замечательная и очень живописная. Где-то в стороне от нас, чуть выше Зеленогорья (ранее это селение называлось Арпат, если я правильно понял местного водителя) остались озеро, большой водопад, “тропа влюбленных”, которая, говорят, приводит к скале Свидания, остатки храмов. Мы не пошли туда на экскурсию, пресытившись походными впечатлениями. Значит, есть повод вернуться сюда в будущем.

Выходим к селу. Оказалось, что это крошечный поселок, в котором даже магазин к часу дня уже давно закрыт – продавщицу нужно специально звать. Но открытия магазина мы так и не дождались, Илья договорился с водителем маршрутки, и он подвез нас шесть или семь километров до мыса Башенного. Вот и вожделенное море, горячая галька на берегу. Быстро сбрасываем одежду и в воду… Желание купаться исчезает практически сразу после погружения. Я чувствую, как перехватывает дыхание от холода, и после нескольких гребков поворачиваю обратно, к берегу. А на берегу тепло и хорошо. Леша совершает длительный заплыв, но я ему совершенно не завидую.

Идем посмотреть на развалины башни братьев Гуаско, 14 век. Так, в общем-то, ничего особенного – одна башня и остатки стен. Леша нашел в траве редкого бескрылого богомола Эмпуза. Это насекомое похоже на травинку, но если присмотреться, у этой травинки-туловища длиннющие лапки. В общем, довольно забавное животное, но махаоны, которых мы видели раньше, гораздо симпатичнее.

Вернулись на пляж. Вскоре пришли ребята из Морского и принесли вместе с едой новости о расписании транспорта. Оказалось, что в Алушту автобусы ходят только вечером. Нам это не подходит – поезд в половине второго. А в Судак автобусы идут только рано утром. Посчитали мы время и вышло, что завтра нам вставать надо в четыре утра, чтобы добраться до Морского вовремя. Решили мы не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, и после ужина отправились в Морское. На берегу, недалеко от автостанции, желающие поставили палатки, а остальные улеглись спать под открытым небом.

Ну а на следующий день была встреча в Симферополе с народом, побывавшем на море. Была посадка безбилетной Алены в киевский поезд. Песни под гитару в сопровождении флейты. Ночные подозрения проводницы, что нас больше, чем билетов. Несвязные эмоциональные оправдания Леши, что, мол, жена его спит с другой женщиной, и поэтому он тут болтается ночью в чужом вагоне. А утром обсуждение всем вагоном семейных Лешиных проблем: "Вы представляете, тут одному мужчине жена изменила. Прямо в поезде…". И Киев, в который наконец-то пришла весна…



Немного сухой информации.


Наш маршрут:

с.Перевальное – хр.Чатыр-Даг – пещ.Эмине-Баир-Хосар – пещ.Мраморная – г.Эклизи-Бурун (1527) – пер.Ангарский – хр.Эльх-Кая – “Долина Привидений” (радиально) – Демерджи-Яйла – Тирке-Яйла – ур.Тырке – Долгоруковская Яйла – пещ.Кизил-Коба – р.Бурульча – р.Су-Ат – г.Тай-Коба (1259) – Караби-Яйла – хр.Катран-Яккон-Тепе – с.Зеленогорье – с.Морское.


Время проведения похода: 27 апреля – 3 мая 2003 г. (7 дней).


Длина маршрута: 132,6 км.


Участники:

1. Илья Гуз, руководитель

2. Ира Осипова, зам. руководителя, казначей

3. Оксана Глущенко, завхоз

4. Женя Толбатов, завхоз, фотограф

5. Алексей Таланцев, медик

6. Алена Белошицкая

7. Андрей Грибан

8. Максим Попов, фотограф


Ребята, которым пришлось отправиться на поезд на день раньше,

прошли 120,8 км:

9. Маша Зеленская

10. Антон Василенко, ремонтник

11. Лена Данцева


Остальные участники нашей замечательной группы, с которыми мы расстались у пещеры Кизил-Коба:

12. Алексей Марьясов

13. Надя Колодезнева

14. Оля Базюк

15. Оксана Гаркавенко

16. Рина Мамонова, фотограф

17. Наташа Костюк

18. Андрей Бережанский

19. Аня Лайко

20. Саша Давыбаран

21. Оксана Цыганенко

22. Люба Алексеенко, медик



* Топографическая карта 1:50000 “Пешеходными тропами. По Горному Крыму” выпущена в 2002 г. Киевской воено-картографической фабрикой.



 

новости   походы   т-материалы   т-книги   т-юмор   т-форум   Написать письмо

© т/к Крокус 2003
Последнее обновление 15.06.2003