|
Лыжный поход по Восточным Карпатам, Румыния. Горы Сухард и Родна. Т/к “Крокус”, т/к “Университет”, Киев. Участники. Таисия Богдзиевич Илья Гуз – руководитель Евгений Котюх – фотограф Павел Котюх – хронометрист Ирина Осипова – завхоз и финансист Александр Поплавский – переводчик Павел Приймачек – ремонтник Алексей Таланцев – медик Владимир Трылис Маршрут. 1. С.Якобени (Iacobeni) – пер. между г.Ливада (Livada, 1463) и Якоб (Iacob, 1322) – р.Циотина (Ciotina) – с.Валеа Банкулуй – р.Кошница (Cosnita) – пер.Сухард (Suhard, 1200) – р.Мария Маре (Maria Mare) – р.Сомешу Маре (Somesu Mare) – р.Аринул (Arinul) – с.Валеа Маре (Valea Mare). 2. С.Кормая (Cormaia) – р.Кормая – т/б “Фармекул Падури” (“Farmecul Padurii”) – г.Детуната (Detunata, 1752, 1А) – р.Изворул Палтинишулуй (Izvorul Paltinisului) – р.Изворул Скарицелей (Izvorul Scaricelei) – р.Ребра (Rebra) – лесничество “Гура Ребра” (Gura Rebra) – р.Ребришоара Маре (Rebrisoara Mare) – седловина Недеи (Nedeii, 1450) – вершина 1705 м – вершина 1685 м – вершина 1720 м (1А) – седловина Батриней (Batrinei) – р.Иза (Iza) – с.Моисей (Moisei). Время проведения. 3-11 февраля 2003 г. График движения. 3.2.2003 (1-й день). Село Якобени (Iacobeni) – пер. между г.Ливада (Livada, 1463) и Якоб (Iacob, 1322). 7,1 км, подъем с 900 до 1400 м. Время: 7:40 – 13:30, ЧХВ - 3:55. Ясно, -10…-15ºС, на хребте (безлесый участок) – ветер. От шоссе перешли по подвесному мостику через р.Бистрица-Аури (Bistrita-Aurie) на южной окраине села Якобени (Iacobeni). За мостиком имеется развилка. Дорога на перевал в хорошем состоянии. Дорога идет вдоль речки Хаю (Haju), в западном направлении, в верхней части проходит по руслу (на карте в этом месте обозначена пунктиром). Через 100 м несколько затрудненного продвижения по руслу, вышли на лесовозную дорогу, которая серпантином вывела на отрог г.Рунку (D.Runcu, 1122,1372). От края леса до хребта – пологий подъем. Ориентир – на хребте имеется небольшая скала с растущей под ее укрытием елью. Непосредственно на хребте имеются постройки для летнего выпаса скота.
Спуск с перевала к р.Циотина (Ciotina). 4,1 км, спуск с 1400 до 900 м. Время: 13:30 – 16:55, ЧХВ - 3:05. Ясно, -15ºС. Дорогу, обозначенную на карте, ведущую от перевала к селу Валеа Банкулуй (Valea Bancului), найти не удалось. Спускались по крутому склону, преодолевая бурелом, затем по руслу ручья на лыжах, некоторые – пешком, по обледенелому руслу – в кошках. Выйдя на дорогу вдоль реки Циотина (Ciotina), прошли по ней ок. 2 км. Дорога расчищена от снега, встретили несколько бригад лесорубов, которые жили в домиках-времянках. 17:05 - Заночевали в километре от села Валеа Банкулуй возле дороги. Ясно, -15ºС. 4.2.2003 (2-й день). Спуск до села Валеа Банкулуй. 1 км. Время: 10:10-10:25, ЧХВ - 0:15. Переменная облачность, -5…-10ºС. Движение по дороге на лыжах. Вверх по дороге вдоль р.Кошница (Cosnita) до развилки на пер.Сухард (Suhard). 15,8 км, подъем с 900 до 1050 м. Время: 10:30-15:15, ЧХВ - 4:05. Переменная облачность, -5ºС, безветренно. Вдоль дороги встречаются указатели типа “Дорога лесная. Нетеду. 3,9 км” (перевод примерный). Нетеду – название притока, 3,9 км – вероятно, длина проложенной дороги от развилки наверх, вдоль реки. В месте впадения р.Диециу (Dieciu) с дороги можно увидеть г.Сухард (Suhard, 1415). Дорога поддерживается в хорошем состоянии, регулярно расчищается от снега. Карта в части нанесенных построек устарела – разнообразных построек существенно больше. Передвигались пешком.
Подъем на пер.Сухард (Suhard, 1200). 2,2 км, подъем с 1050 до1200 м. Время: 15:30-16:10, ЧХВ - 0:40. Безветренно, -5ºС, переменная обл. Дорога ровная, пологая. Передвигались на лыжах. Перевальная седловина расположена между крутым безлесым склоном г.Сухард и лесистым склоном г.Сухарду Маре (Suhardu Mare, 1326). 16:40 - Ночевка в одном из летних домиков пастухов на перевале. Домик без печки, с земляным полом. Можно отапливать по-черному, дым уходит через большие проемы в крыше. 5.2.2003 (3-й день). пер.Сухард - р.Мария Маре (Maria Mare). 4,4 км, спуск с 1200 до 800 м. Время: 8:15-10:20, ЧХВ - 1:40. Безветренно, -1ºС, пасмурно. Удобная дорога с перевала вначале идет круто вниз, затем – более полого. К реке спускается серпантином. Внизу, на пологом участке р.Мария Маре имеется турбаза (кабана) “Монтана” (на карту не нанесена). р.Мария (Maria) – впадение в р.Сомешу Маре (Somesu Mare). 6,5 км. Время: 11:20-12:25, ЧХВ - 2:05. Мелкий дождь, +1ºС. Движение по дороге вниз на лыжах. Дорога довольно оживленная, время от времени проезжают груженые лесовозы. р.Сомешу Маре (Somesu Mare) – р.Аринул (Arinul). 2,2 км. подъем с 750 до 950 м. Время: 13:35-14:25, ЧХВ - 0:50. Дождь, +1ºС. Движение пешком по трассе. 15:00 - Для ночевки воспользовались крытой верандой (летней столовой) неработающей зимой кабаны (горного отеля) “Аринул” на одноименной речке в 100 м от трассы. Палатки поставили на бетонном полу помещения. Ухудшение погоды не позволило совершить запланированный траверс массива Инеу (Ineu) на высоте 2000-2200 м. Разведка, которую провели до наступления темноты, показала, что имеется хорошая дорога вдоль речки Аринул, которая круто поднимается вверх, предположительно, на летние пастбища, расположенные на высоте 1600-1800 м, за границей леса. Дождь, мокрый снег, +1ºС. 6.2.2003 (4-й день). р.Аринул (Arinul) – село Валеа Маре (Valea Mare). 5,8 км, спуск с 950 до 850 м. Время: 11:10-12:20, ЧХВ - 1:10. Снег, пасмурно, -3ºС. В связи с ухудшением погоды воспользовались запасным вариантом маршрута. Спустились к шоссе, дошли до села Валеа Маре. С.Валеа Маре (Valea Mare) - с.Кормая (Cormaia). Пасмурно, -3ºС. В 15:55 рейсовым автобусом доехали до села Кормая (Cormaia). Автобус отправляется из центра Валеа Маре в 15:00 в направлении города Шангеор-Бай (Sangeorz-Bai), следует через села Шант (Sant), Родна (Rodna), Майеру (Maieru). С.Кормая (Cormaia) – “Фармекул Падури” (cabana “Farmecul Padurii”). 10,6 км, подъем с 550 до 600 м. Время: 15:55-18:10, ЧХВ - 1:05. Снег, пасмурно, -3ºС. Движение по улице села, затем по дороге вдоль реки Кормая (Cormaia) пешком. Дров для костра нет, в ущелье производится интенсивная рубка леса. Ущелье с крутыми скальными склонами. 18:30 - Заночевали в горном отеле “Фармекул Падури”. Хотя зимой он не работает, сторож приютил нас в двух летних комнатах, где мы вполне комфортабельно провели ночь. Снег, -5ºС. 7.2.2003 (5-й день). “Фармекул Падури” (“Farmecul Padurii”) – мраморный карьер. 4,4 км. Время: 7:30-8:20, ЧХВ - 0:50. Снег, переменная облачность, -5ºС. Движение по дороге вдоль р.Кормая пешком. В 2-х км выше по течению находится неработающий мраморный карьер. Сразу за ним заметили табличку “Detunata 2,4 km” и дорогу, ведущую вверх на хребет, мимо карьера. Детуната (Detunata, 1752) – вершина отрога. Подробное описание прохождения г.Детуната. Подъем на хребет по дороге от карьера. 2,9 км, подъем с 600 до 1100 м. Время: 8:35-10:45, ЧХВ - 2:05. Переменная облачность, -5ºС. Движение на лыжах по дороге. Дорога вырублена в скалах, поднимается серпантином и оканчивается, упершись в русло ручья. Движение по руслу ручья затруднено. Ущелье преимущественно с крутыми, обрывистыми склонами. Через 200 м русло ручья поднимается круто вверх.
Подъем по участку от конца дороги до границы леса. 0,5 км, подъем с 1100 до 1150 м. Время: 10:55-12:30, ЧХВ - 1:35. Ясно, безветренно, -5ºС. Движение пешком. Тропежка по крутому склону ручья (40-50º). Глубина снега 50-70 см. На склоне растет старый буковый лес, иногда приходиться преодолевать упавшие деревья. Подъем по безлесому участку. 2,1 км, подъем с 1150 до 1400 м. Время: 13:55-16:30, ЧХВ - 2:35. Ясно, безветренно, -5ºС. Граница леса, более пологий участок. Движение на лыжах. 16:30 - Ночевка в небольшом ельнике, отделенного от основного массива леса открытым склоном. Ясно, безветренно, -10ºС.
8.2.2003 (6-й день). Подъем на г.Детуната (Detunata, 1752), выход на вершину. 1,7 км, подъем с 1400 до 1752 м. Время: 9:10-10:45, ЧХВ - 1:35. Ясно, безветренно, -5ºС. Подъем зигзагом по склону, поросшему невысокими елками. Крутизна 10-20º, глубокий снег. На вершине и др. участках гребня хребта имеются снежные карнизы. Этот хребет представляет собой боковой отрог от главного хребта гор Родна, он начинается от г.Кормая (Cormaia, 2033) и тянется на юг. Его высшая точка – г.Пьетрос (Pietros, 2044). Прохождение открытого участка хребта и начало спуска. 2,5 км, спуск с1752 до 1400 м. Время: 11:05-13:30, ЧХВ - 2:25. Переменная облачность, -5ºС. От вершины в северном направлении на расстоянии 1,5 км хребет пологий, далее крутизна склонов увеличивается, возможная лавиноопасность их повышается. Отказываемся от дальнейшего прохождения хребта и спускаемся к ущелью р.Изворул Палтинишулуй (Izvorul Paltinisului) в западном направлении, к лесу. Состояние снега – ок.15 см рыхлого слоя лежит на насте, при прохождении местами съезжает пласт снега на 1-2 метра вниз. Прохождение лесистого участка склона, спуск по дороге к р.Ребра (Rebra). 7,1 км, спуск с1400 до 1000 м. Время: 15:20-17:30, ЧХВ - 2:05. Переменная облачность, -5ºС. Склон ущелья крутой, бурелом, скальные выходы. Русло ручья также круто обрывается вниз. Начинаем траверсировать склон в поисках более подходящего места для спуска. Через 100 м внизу открывается дорога, спускаемся к ней “ступенькой”. Дорога, не нанесенная на карту, проложена по скальному склону почти горизонтально, имеется ответвление дороги, ведущее вниз. Спуск на лыжах.
17:30 - Ночевка в домике пастухов с печкой, вблизи от места впадения р.Изворул Скарицелей (Izvorul Scaricelei) в р.Ребра. Переменная облачность, -5ºС. 9.2.2003 (7-й день). По дороге вдоль р.Ребра (Rebra) до лесничества “Гура Ребра” (Gura Rebra). 5,8 км, спуск с 1000 до 900 м, подъем до 950 м. Время: 7:30-10:30, ЧХВ - 2:35. Пасмурно, -5ºС. Двигаемся по дороге на лыжах. Построек значительно больше, чем обозначено на картах. Подъем по дороге вдоль р.Ребрашоара Маре (Rebrisoara Mare). 5.7 км, подъем с 950 до 1000 м. Время: 10:40-12:20, ЧХВ - 1:05. Пасмурно, -5ºС. Дорога ровная, тропежка со сменой ведущего. Дорога проложена вдоль р.Ребрашоара Маре дальше места впадения р.Бербеку (Berbecu) (на карте не обозначено), через 1 км имеется ответвление дороги в северном направлении, ведущее на хребет. Подъем на отрог Мунцелул-Недеи (Muncelul-Nedeii). 4,8 км, подъем с 1000 до 1450 м. Время: 12:20-16:25, ЧХВ - 3:55. Туман, пасмурно, -5ºС. Сравнительно невысокие отроги засажены елками возрастом до 20 лет. Дорога достаточно удобна, вначале выводит на отрог, который расположен по направлению восток-запад от г.Недеи (Nedeii, 1596), затем через лес выводит к кошу на седловину севернее г.Недеи. 16:25 - Ночевка у границы леса рядом с седловиной. Наиболее подходящим местом для палаток оказался участок дороги. Подробное описание прохождения отрога Недеи. 10.2.2003 (8-й день). Подъем от седловины Недеи (Nedeii, ок.1450) на вершину 1705 м. 2,1 км, подъем от 1450 до 1705 м. Время: 9:00-9:50, ЧХВ - 0:50. Переменная облачность, туман, -10ºС. Лес подходит к седловине почти вплотную. Склон вначале подъема ок.20º, глубокий снег по мере выполаживания сменяется настом. Вдоль дороги время от времени встречаются деревянные кресты. На седловине и выше ее имеются постройки для выпаса скота. Вершина широкая. Видимость падает до 50 м, дальнейшее движение по азимуту. Хребет является отрогом главного хребта гор Родна. Он берет начало от вершины 1720, восточнее г.Батрина (Batrina, 1710) и тянется в южном направлении, постепенно понижаясь. Вершина 1705 м – вершина 1685 м – седловина перед вершиной 1720 м. 1,6 км. Время: 10:00-10:40, ЧХВ - 0:40. Ясно, -5ºС. Облака рассеиваются. Гребень широкий, безлесый, перепады высот между вершинами и седловинами незначительны, не более 50 м.
Подъем на вершину 1720 м, спуск к седловине Батриней (Batrinei). 1,4 км. Время: 11:15-12:20, ЧХВ - 0:45. Туман, переменная облачность, -5ºС. Подъем на вершину пешком по насту. Крутизна склона ок.35º, перепад высоты ок.70 м. Г.Батрина (Batrina, 1710) и следующая за ней на западе вершина 1720 м находятся на главном хребте массива Родна. Из-за незначительного перепада высот они и близлежащие вершины хребта издали выглядят ровной линией. Гребень пологий, седловина Батриней находится ниже вершины 1720 всего на 10-20 м. Спуск с седловины Батриней (Batrinei) к р.Иза (Iza). 4,5 км, спуск с 1700 до 1200 м. Время: 13:25-15:40, ЧХВ 1:45. Переменная облачность, -5ºС. Видимость падает. По мере снижения выходим из слоя облаков. Движение на лыжах, снег глубокий. На склонах в нижней части растет лес, местами густой, ель, ок.30 лет. В этом районе необходимо уделить должное внимание ориентированию. Водораздел рек Иза (Iza) и Изворул Батрина (Izvorul Batrina) сверху, со склона хребта малозаметен, нужно тщательно выбрать направление спуска. Дороги, что нанесены на карту, на этом участке зимой скрыты под снегом. Некоторые склоны обрывисты, имеют скальные выходы и плохо просматриваются сверху. Вариант выхода к шоссе, огибающего массив Родна с северо-запада, по дороге вдоль реки Иза сравним с вариантом вдоль речки Изворул Батрина и далее по р.Драгос (Dragos). Не найдя в течении получаса удобного пути по второму варианту, принято решение спускаться к р.Иза. На дорогу вдоль этой реки можно также выйти, спускаясь с седловины в северо-западном направлении к дороге, проходящей через перевал Пьетри (Pasul Pietrii, 1198). Спуск по дороге вдоль р.Иза. 7,8 км, спуск с 1200 до 800 м. Время: 15:40-17:30, ЧХВ - 1:35. Переменная облачность, -5ºС. Движение на лыжах. Вдоль дороги имеются турбазы, несколько лесничеств, дачи – все в это время года необитаемые. 17:30 - Ночевка в недействующем лесничестве в 1 км от села. В доме несколько непригодных для проживания комнат, одна из них с плохо работающей печкой была нами приведена к более подходящему для ночевки состоянию. 11.2.2003 (9-й день). Спуск к шоссе. 2 км, спуск с 800 до 700 м. Время: 7:40-8:05, ЧХВ - 0:25. Переменная облачность, -5ºС. Движение на лыжах по дороге до окраины села, затем около 1 км – по улице. Улица выводит к шоссе между пос.Сакел (Sacel, 6 км) и с.Моисей (Moisei, 4 км), согласно дорожному указателю. В сторону г.Борша (Borsa) изредка ходит рейсовый автобус и, возможно, маршрутки. Уезжать удобнее из Борши. Рейсовый автобус оттуда в г.Сучава отправляется в 7:00. Мы добрались до центра Борши на автобусе, затем нам удалось нанять микроавтобус до Сучавы после нескольких неудачных попыток договориться с местными водителями. Дополнительная информация и рекомендации. Проблемы при пересечении границы. Для въезда в Румынию гражданам Украины нужно иметь загранпаспорт. Кроме паспорта, на границе нужно предъявить приглашение, либо ваучер, либо некую довольно значительную для нас сумму. Разные источники – консул Румынии в Киеве (тел. 234-52-61), водители из Черновцов, люди, которые бывали там, сами пограничники – называют разные суммы (240$, 260$, 280$, либо сумму из расчета 100 евро за каждый день пребывания в стране). Консул и пограничники говорят, что можно купить ваучер. На вопросы где купить и сколько стоит – они никакой конкретной информации не сообщают. Все наши попытки найти и купить ваучеры не увенчались успехом – их не продают на границе, о них никто не слышал в киевских турфирмах и в Черновцах. Некоторые частные водители, уже перед границей, сверх суммы за проезд требуют по 3$ с человека за “урегулирование проблем” при пересечении границы, мотивируя это необходимостью давать взятки. Недооценка всей этой неразберихи стоила нам потери одного дня и 5$ с каждого за проезд – нас вернули обратно с границы, когда мы не смогли предъявить нужную сумму, а ваучеров, как выяснилось, на границе не продают. Нас выручил водитель, знакомый по прошлому, летнему, походу, когда мы побывали в Трансильванских Альпах (Южных Карпатах). Он нас отвез на своей машине двумя партиями, на границе показывал свои деньги. Подъезды и отъезды. Из Киева мы поездом прибыли в Черновцы. От ж/д вокзала на троллейбусе №3 добрались до автовокзала. Затем нам нужно было добраться до г.Сучава (Румыния) через пограничный переход Порубное-Сирет, либо (лучший вариант) сразу до начала маршрута, минуя Сучаву. Рейсовый автобус нужно было заказывать, для этого в кассу необходимо было внести залог, либо купить билеты. Было опасение, что заказанный автобус может не придти из-за малого количества пассажиров. Говорят, что зимой автобусов и частных водителей больше в будни, т.к. в эти дни есть много желающих попасть на рынок в Сучаву. Мы же уезжали в субботу и воскресенье. Частники предлагают свои услуги за 10-12$ с человека до Сучавы. Из Сучавы можно добраться до г.Ватра-Дорней пригородным поездом или автобусом. Железнодорожное расписание и стоимость билетов можно узнать на сайте Румынских Железных Дорог http://www.cfr.ro/ Сайт на румынском и английском языках. Есть прямой поезд Москва-София, который следует через Киев, Черновцы, Сучаву, Плоешти, Бухарест. Стоимость такого варианта существенно дороже. Есть также пограничный переход недалеко от Виноградова, Закарпатская обл. Рейсовый автобус из г.Борша в г.Сучава отправляется в 7:00 (февраль 2003). При отъезде из г.Борша (когда искали частный автобус) мы столкнулись с явлением, когда местные водители, договорившись с нами о цене за проезд до г.Сучава, уезжали, обещав вернуться через 15-20 минут, и больше не появлялись. Нам помог торговец из Молдовы, который лично ходил договариваться с водителем. Вероятно, на поведении водителей сказывается недоверие к иностранцам. Из Сучавы (от автовокзала) в Черновцы ходит рейсовый автобус дважды в день, в 4:30 и 15:45 (февраль 2003). Также можно воспользоваться услугами частников, легковые машины и микроавтобусы которых можно найти на автостоянке возле продовольственного рынка в 100 м от автовокзала. Цены за проезд одинаковы – 5$. Пересечение границы в обратном направлении не вызвало у нас проблем. Международные телеграммы (в МКК, о выходе группы на маршрут и о завершении похода) в Румынии можно отправить только из крупных городов и только из центральных почтовых отделений. Может оказаться, что на почте никто из персонала не знает ни одного из иностранных языков. Во избежание трудностей и недоразумений мы отправляли телеграммы из Черновцов. Большинство местных жителей в горах, как правило, разговаривают только на родном языке. Необходимо знать общеупотребительные слова и фразы, либо иметь разговорник. Некоторые немного разговаривают на английском, французском или немецком. Местные жители приветливы и доброжелательны. В горном массиве Родна преобладают крутые склоны, часто встречаются скалы. Рекомендуется планировать пешие и лыжные маршруты по дорогам и тропам. Дороги, как правило, ровные, те, что используются местными жителями зимой – расчищены от снега. Движение по маршрутам без дорог затруднено, а в некоторых случаях и опасно. Открытые участки склонов из-за своей крутизны зимой более лавиноопасны, чем склоны Украинских Карпат. На лесистых склонах в стороне от троп и дорог нередко можно наткнуться на завал, бурелом, в местах скальных выходов встречаются многометровые отвесы. Местные жители срубленные деревья транспортируют по дорогам волоком поштучно, используя лошадей. После этого в снегу остаются желоба от стволов деревьев, по которым достаточно удобно, а главное, быстро можно спускаться, развивая скорость до 15 км/ч. В горах Родна может встретиться удобная дорога, серпантином поднимающаяся по крутому склону и не нанесенная на карту. Такая дорога проложена капитально, вырублена в скалах. Нужно быть готовым к тому, что дорога может внезапно закончиться, упершись в русло ручья или склон, не оправдав надежд, что она выведет на хребет и далее к какому-либо объекту, населенному пункту, либо к другой дороге. Скорее всего, она предназначена для обслуживания периодических, санитарных рубок леса на склоне. Мы привыкли к лесовозным дорогам в наших Карпатах, которые никуда не ведут и напоминают собой овраги. Эти же дороги сходны с ними по назначению, но сделаны по-хозяйски и на века. Существуют отлично маркированные маршруты (летние, зимой маркировка скрыта под снегом). Эта же маркировка обозначена на картах. Существуют также сравнительно новые маршруты, которые не были нанесены на имеющихся у нас картах. Кроме туристической маркировки маршрутов, попадается маркировка в виде красной горизонтальной или вертикальной полосы, иногда на белом фоне, которая наносится на деревья. Такая маркировка не обозначает какой-либо маршрут, возможно, так лесники помечают отдельные деревья для каких-либо целей. За время похода мы не встречали туристов или альпинистов. Ни разу не видели в горах проложенной кем-либо лыжни, либо следов. Пик посещения туристами этих гор не приходится на зимний период. Телефон горноспасательной службы “Салвамонт” (“Salvamont”) района Бистрица-Насауд: 0263-215503. Более подробную информацию и другие телефоны спасателей по отдельным горным районам можно найти на сайте “Салвамонт” http://salvamont.alpinet.org/ Карты гор Родна и Сухард, как и других районов Румынии, можно найти в интернете по адресу http://mapy.mk.cvut.cz/ – это “Маповы сервер” чешских туристов, имеется его версия на русском. На этом сайте имеется огромная коллекция карт горных районов и других стран. Упоминающиеся в настоящем отчете карты взяты именно с этого сайта. Также некоторые карты можно найти в румынских книжных магазинах. Впрочем, там нужных карт может не оказаться, нам, в частности, не удалось купить карты Родны и Сухарда. Адрес посольства Румынии в Киеве: ул.М.Коцюбинского, 8. Телефоны 216-88-91, 234-43-16, 234-72-53. Консульство Румынии в Киеве, тел. 234-52-61. Адрес посольства Украины в Бухаресте: Calea Dorobantilor, 16. Телефон 211-69-86. Водитель, который нас подвозил, сказал, что существуют консульства Украины в других румынских городах, в частности, в Сучаве. И.Гуз "Что же это - лыжный спортивный поход?" - заметки о путешествии. Дневник похода Иры Осиповой. |
|||||||||||||||||||||
© т/к Крокус 2003 Последнее обновление 02.04.2003 |