пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅ
 

новости   походы   т-материалы   т-книги   т-юмор   т-форум   Написать письмо


Новости
Походы
Т-материалы
Т-книги
Т-юмор
Туризм и альпинизм в Киеве
Т-форум
Т-галерея



Оригинальные Подарки на Новый год для всех и каждого




рюкзаки туристические



Поход по пещерным городам Крыма

Совершенный группой туристов Клуба "Погляд".
Майские праздники 2000 года (8 дней).
По маршруту: Бахчисарай - Тепе-Кермен - Куйбышево - Новоульяновка - Мангуп-Кале - Эски-Кермен - пос. Черноречье - Чернореченский каньон - Родниковское - Айпетринская Яйла - вод. Учансу - Ялта.
Пешая часть 122 км.


Поезд прибывает в Бахчисарай в 13.00. На площади перед вокзалом находится автовокзал, с которого можно уехать в окрестные села. Много маршруток шло до Соколиного. До музея-дворца ходят "РАФы" с примерным интервалом 30 мин. Стоимость проезда 50 коп. на 1-е Мая 2000 г., нам чартер "РАФа" обошелся 5 грв. (7 человек с рюкзаками).

Пока группа осматривала Ханский дворец, я переговорил с мужчиной продающим карты у входа, 500 метровок всего 3 штуки; "По горному …", "По пещерным …" и "Эталонная двойка". Есть левые кроки, выпущенные тур клубом, по его словам это увеличенная километровка. Но я три дня шел по ней, и только один раз заметил не соответствие с местностью. Уже в Симферополе на книжном базаре, который находится около вокзала и работает по выходным, мужчина продающий километровки "Ген. Штаба" сказал, что в конце мая должны появится 250 метровки. Держал я как-то в руках одну из них, вещь классная.

КСС с турбазы переехала на улицу К. Маркса 31 тел. 4-77-22. От входа во дворец нужно идти вверх по речки минут 7-10, на стенках указатели "турбаза", "КСС", нужно пройти школу и поворот к турбазе. Двор КСС одной стороной выходит к речке, а вторая сторона с деревянными воротами без таблички, но с развевающимся знаменем Украины, выходит на переулок перпендикулярный речке. Если б мне не сказали о флаге никогда бы не нашел. Только заглянувши во внутрь и увидевши машину с надписью КСС, я понял, что уже пришел.

Как и ожидалась, возникла проблема с отправкой телеграммы, все-таки 1-е Мая выходной день. Почта по дороге к турбазе была закрыта, вторая, которая находится около "старого базара" тоже была закрытой. Пришлось возвращаться к вокзалу, где на удивление оказался довольно современный узел связи.

После осмотра дворца, мы по дороге пошли вверх к Успенскому мужскому монастырю московского патриархата. Около лестницы была раскладка с духовной литературой, продающие монахи, идущим мимо туристам говорили; попейте водички (рядом источник) и помолитесь. Стоит подняться по лестнице и посмотреть монастырь. Через 50 метров есть развилка дорог, нижняя, бетонная ведет к Чифу-Кале, а верхняя ведет к домику настоятеля. Если пройти по верхней два серпантина и, не доходя до железных ворот метров 70, будет идти вверх тропинка ведущая, к лестнице вырубленной в стенке на плато. Откуда открывается неплохой вид, да и лагерь можно поставить на какой нибудь поляне.

Через метров будет большая поляна, от которой на право отходит ответвление оврага, в котором находится родник. Около родника нет хороших мест, мы стояли в 30 метрах на маленькой, наклонной площадке. Ниже есть ровные и хорошие полянки, кто его знает, что лучше спать под наклоном или 5минут идти к роднику.

Всего за 1-й день пройдено; 4.5 км. + подъезд 4 км.

Вход на Чуфут-Кале, со слов охранника стоит; 3 гривны для житель Украины, 10 для иностранца, и 2 гривны для студентов. Договорившись по 2 гривны, мы прошли в верхний город. После осмотра, нам открыли восточные ворота и посоветовали посетить древние Караимское кладбище. Дорога от ворот через 50 метров раздваивается; прямо выходит наверх плато, а та, которая идет вправо и немножко в низ, выводит в балку, где и расположено кладбище.

Далее она траверсирует склон и выходит к кошарам. Мы повернули на лево, и по наезженной дороге пошли наверх, оставивши, справа г. Бешиктау. Вошли в молодой лесок и с правой стороны, у тура сложенного на поляне повернули, на тропинку, которая шла по балке, заросшей буковым лесом. От тура до подножья Тепе-Кермена дорога заняла 45 минут. На седловине, перед подъемом есть поляны, на которых стоят столики с кучей табличек "Зона отдыха, Берегите природу". Наверх идет, хорошея, тропинка, которая перед крутым подъемом раздваивается, на право говорят более пологая, а мы пошли по левой, которая вывела нас к среднему ярусу пещер. Прямо пошло продолжение тропинки вниз, а направо через 250 метров будет тропинка ведущая наверх плато. В вернем городе в одной из пещер есть "действующая" церьков. Каменный крест был украшен цветами, в нишах стояли поминальные свечи. Я думаю, что это какая то группа совершала обряды. На карте была тропинка, которая позволяла срезать путь в низ, но не удалось ее обнаружить и мы вернулись на седловину, и пошли по дороге в село Машино.

Пройдя село и через 500 метров свернули на левую дорогу. Перейдя по мосту через речку Кача, пошли по проселочной дороге в сторону села Баштоновка. Не доходя до первых домов метров 150 шла тропинка влево в обход села. Она вывела нас к водохранилищу, пройдя которое мы вышли на бывшую плановую стоянку "Баштановка". От стоянки остались заасфальтированный площадки под палатки, и колодец с питьевой водой, который расположен рядом, в низовье речки, к нему ведет дорожка от площадок для палаток.

Перейдя через речку, мы вышли на большую поляну, с которой уходили три дороги. Нижняя шла вдоль речки и вела. С верхнего угла поляны, расходились две дороги на Куйбышево. Около одной была табличка "Куйбышево-6 км." это бывший плановый маршрут. Ну а мы пошли своим путем. … км по грунтовой дороге, затем по 1 км. по асфальту и дальше опять по грунтовке. Согласно карте это был наиболее прямой путь, и мы должны были выйти к водозаборнику поселка Куйбышево.

Грунтовая дорога была хорошая, с красивым видом вокруг, легкий подъем не создавал проблем, через мы вышли на асфальтированную дорогу. Пройдя метров, согласно карте свернули налево на ответвление грунтовой дороги. Первые 400 метров, это была дорога, затем она начала портится, на дороге стали, появлялся молодые посадки сосен и через 300 метров, она плавно прекратила свое существование. Дальше пришлось пробираться по ручью в низ, до водозаборника, где и стали на ночлег. Анализирую ситуацию, я думаю что, мы все-таки не сбились с дороги, ее просто перестали пользоваться. С водой возникла проблема, она есть и течет по трубе, а взять нельзя. Рядом находился пятиэтажный, жилой дом, если идти по асфальтовой дороге к дому, в месте, где к нему поворачивает ответвление дороги, есть кран с водой. Место ночевки называлось "хоз двор" поселка Куйбышево.

Всего за 2-й день пройдено; 19 км.

Утром по асфальтовой дороге пошли вниз, через…. Вышли на дорогу Бахчисарай-Ялта и в направлении пос. Соколиное прошли.. до поворота на Новоульяновку. Проходили мимо магазина и хлебопекарни. Перешли через мост и по асфальту через 1,2 км. подошли к началу села. Вправо уходила грунтовая дорога, в обход села и вела к водохранилищу. Пройдя по тропинке, которая шла вдоль правого берега, у верховья водохранилища пошли по грунтовой дороге к Мангапу, Дорога шла по гребню, через 2 км., подошли к развилке. Прямо, вверх с дальнейшим поворотом влево дорога пошла в сторону Адым-Чокракской долины, а мы свернули на право, траверсируя склон, через 20 минут вывела нас на пашню. Перейдя через поле, дорога шла в сторону. Пройдя 1.5 км., влево шла маркированная (белая полоска с голубой) дорога в долину. Она подымается наверх до седловины, от которой к Мангупу идет дорога серпантином, по которой заезжают машины наверх.

Всего за 3-й день пройдено; 16 км.

Посмотрели Мангуп, наиболее интересная это правая часть, с остатками замка, да и пещеры на мысе тоже ничего. Родник находится между вторым и третьим пальцами. Вниз тропинка походит мимо родника, вдоль крепостных стен, спуск от родника до края села занял 45минут. В конце села, у водохранилища нас встретил мужик с официальным бейжеком, и стал требовать денег за посещение Мангупа. Но мы сказали, что уже заплатили на верху, и пошли дальше. Над озером располагается плановая стоянка "Мангуп", рядом расположен родник.

Пройдя вдоль озера, вдоль правого склона, мы через вышли к началу села Залесное, перейдя через мостик на дороге, мы вошли в балку и пошли вверх по маркировке в сторону Эске-Кермена. Пройдя балку, тропинка вышла на грунтовую дорогу, которая через поля, оставив, справа по ходу г. Баллы-Коба, привела нас к урочищу "Пятая балка". Прямо на дороге, через 150 метров после входа в лес, располагается труба, с которой течет родниковая вода, сам родник и водозаборник расположен в 800 метрах выше по балке.

Дорога к Эске-Кермену идет с легким понижением вдоль стенки плато. Была неудачная попытка подняться на плато с северной стороны, просто так не получилось, неприступная стенка. А тропинку как нам объяснили; В 200 метрах от северного края плато, напротив дома есть родник и за ним наверх, по рассказам, должна идти тропинка, которую мы не нашли не нашли. Родник обнаружили, а дом был огорожен забором, явного прохода не было видно и мы пошли к южному краю плато. Где, немножко срезав, вышли на дорогу, которая привела к входу в верхний город. Осмотрев город, по тропинке, пройдя мимо храма "Трех всадников" мы спустились в долину, и вышли к роднику "Пятой балки".

Поднявшись по балке вверх, пойдя мимо озер, в одном плавали остатки лодки, рядом были оборудованные кострища. Оставив монастырь Шулбан справа, по дороге спустились в село Терновка. Посетив магазины и поставив печать в "маршрутке" на почте, мы подъехали до села Черноречье на микроавтобусе, по 1 грив. с носа

На конечной автобусной остановке есть железный колодец, закрытый на железную цепь. Наша путь лежал через село вверх по склону, слева была пасека, а справа остались дачи. Пройдя через заросли кипариса, мы в 300 метрах от дамбы спустились к речке Черная. Идя вдоль речки по еле заметной тропинке, через 200 метров дорогу преградил прижим. Было решено остановиться на ночлег, а завтра сделать разведку и переплавится в брод, на правый берег.

Всего за 4-й день пройдено; 20.5 км. + 11 км. подъезд.

Утром перед самым прижимом было натянута перильная веревка на ту сторону реки, и группа переправилась по ней. Пройдя по правому берегу 300 метров мы уперлись в каньон, и были вынуждены в брод перейти на левый берег. По тропинке, вдоль речки через 1 час хода мы, вышли на каскад полян. Тропинка стала более хоженной, стали появляться следы кострищ. Сверху спустилась грунтовая дорога, и пошла вдоль речки. По ней мы вышли до мыса с большой поляной. Дорога перешла в битую тропу, и примерно через километр с левой стороны появился ручей, тропа пошла вдоль ручья, заметно уменьшившись в размерах. Через 25 метров до меня дошло, что это слишком маленький ручей и направление немножко не то. Вернулись назад и у слияния перешли на другой берег, по тропе пошли дальше. Через метров 800 легких прижимов вышли на поляну рядом с дорогой к пионерскому лагерю. Немножко выше были навалены деревья, по которым с определенным риском можно было перейти на другую сторону. Тропинка шла по этому берегу, траверсом прижима. Через 200 метров группа вышла к разрушенному мосту, наверх уходила заброшенная грунтовая дорога.

Многие группы оставшийся участок ходят верхом. Переплавляются на левый (по течению) берег, и по хорошим тропам, мимо пионерского лагеря, идут каньон верхом. Мы же пошли дольше по тропе вдоль прижимов, постоянно то, спускаясь к воде то, подымаясь, обходя прижимы. Тропа постоянно терялась, приходилось постоянно делать разведки, в поисках возможности пройти. От грунтовой дороги до места, где можно было поставить две палатки 3 км., и тропинка идет по довольно сложным участкам.

Всего за 5-й день пройдено; 9 км.

Сложные прижимы кончились, тропинка в основном шла вдоль берега не создавая особых проблем для движения, хотя здесь находится самое узкое место каньона. И наверно самое мало посещаемое, потому что тропа еле читалась. Может на другой стороне тропинка получше. Но, перейдя в брод речку, я там ничего не обнаружил, а подымается на склон было лень. Последние 1.5 км. каньона мы шли по ровной без подъемов тропе, вдоль речки по "зеленке". За 15 минут до выхода к оборудованной площадке для отдыха, тропа стала широкой и хорошо хоженной, чувствовалось приближение цивилизации. На площадке мы встретили солидных мужчин в белых рубашках и галстуках. Рядом стояли машины с "крутыми" Киевскими номерами. Встречная группа рассказала нам, что примерно час назад там подметали и наводили порядок наряд милиционеров, которые не хотели их пускать в каньон, и требовали штраф за нахождение в санитарной зоне. Нам повезло, милиционеров не было, а "галстуки" занимались накрытием поляны. Грунтовая дорога, через 1 км. привела нас к шлагбауму, на асфальтовую дорогу пос. Широкое - Передовое.

Разрабатывая маршрут, я долго не мог решить с какой стороны обходить водохранилище, на принятие решения повлияла обозначенная на карте дорога на пос. Россшанка. Как потом оказалось, идя по асфальтовой дороге, водохранилище было огорожено колючей проволокой почти до пос. Передовое, и только тогда удалось свернуть. Сначала шли по полю, затем появилась дорожка вдоль забора, и по ней мы вышли на окраину пос. Россошанка. Через два км. пришли в пос. Родниковское, где посетили магазин. Ходят автобусы из Севастополя по периметру Байдарской долины.

По асфальтовой дороге пошли вверх, вдоль речки к селу Колхозное. Через 750 метров, у дома отдыха асфальт кончается (похоже, что дорогу подсыпали сверху гравием, асфальт пробивается в местах промоин). Сама дорога укреплена подпорной стеной и смотрится очень живописно. Как такого села нет, есть пара стоящих домов и недостроенных дворцов "новых крымчан". Пройдя 700 метров от последнего строения, около развилки тропинок идущих на приют Ай-Дмитрий и Ай-петринскую яйлу, мы стали на ночевку.

Всего за 6-й день пройдено; 20 км.

Пройдя по правому краю поляны, мы вышли на дорогу, которая шла в направлений яйлы. Постепенно набирая высоту, она становилась менее еженной и затем перешла в тропинку, которая не всегда читалась. В 40 минутах хода от места стоянки, справа, мы оставили маленькое озерцо. В 150 метрах выше в кустах, есть родничок, обложенный камнями и накрытый железным листом. Расход воды маленький, наверно в засуху пересыхает. Дорога - тропинка подымается по отрогу хребта и выходит на Яйлу. Рядышком был тур, сложенный из камней, ни записки, не обозначений на карте. В метрах 750-ти, с лева по ходу движения. Просматривался тригометрический знак, горы Сарпаха 1065 м. А прямо, "но в кустах" просматривалась еще одна вершина - г. Вилля-Бурин 1128 м. Но тропинка плавно перешедшая в дорогу, шла по направлению к Ангарскому перевалу и мы решили не создавать себе проблем с поиском другой дороги. Дорога была хорошей, в нужном направлении. С привалами через 50 минут хода, мы быстро дошли до старой дороги ведущей от ресторана около Большого каньона на Айпетринский перевал. Через 5 км. группа, сделавши остановку напротив обсерватории и покатавшись на "седушках" на остатка снежника, вышла на асфальтированную трассу Соколиное - Ялта. На перевале в одном из многочисленных кафе народ попил "цивилизованного" чаю. Я поставил печать в маршрутную книжку у спасателей. Они мне рассказали; что если, пройти вдоль забора в низ метров 250, то будет родничок. Но сейчас он находится подо льдом, и ближайшая вода есть только в роднике "5-го года", это на Тарак-Ташской тропе. Около "Стены Сикорского" перед поворотом на Тарак-Ташскую тропу повстречался нам пьяный зоотехник, потребовавший денег, в виде штрафа, за нахождение на территории заповедника. На мою просьбу показать удостоверение, он предъявил корочку обладателя почетного знака за доблестей труд … Я популярно объяснил, что думаю о его корочке и об оплате штрафа. Он с пеной у рта стал кричать; что он сбегает за подмогой и меня посадят на 3 года. Пославши его … "за подмогой", мы пошли вниз по тропе. Над водопадом Учансу, тропа раздваивается, левая тропинка переходит в "Боткинскую тропу", а правая тропка спускается к водопаду.

После осмотра водопада была допущена тактическая ошибка, мы пошли вниз по дороге. А нужно было по тропинке, за остановкой свалить в ложбинку и по ручейку прямо выйти к кемпингу у "Поляна сказок". Но так как это был 27 километр сегодня, мозги работали плохо, и хотелось асфальта. Придя в Ялту, быстро сбегавши в КСС, снявшись с учета, мы начали искать, а где же нам переночевать. На турбазе мест не было, а в летние домики сторож нас не пустил.

Пришлось ехать на автовокзал, где мы буквально были разорваны местными бабушками, предлагавшими жилье. Цены начинались с 15 грив. за ночь с человека, постепенно снижаясь, и остановились на 2.5 грив. с носа за 2-х комнатную квартиру. Правда, сарай, с ведром в коридоре место туалета, и водой во флягах. Но одну ночь можно было, и потерпеть, за такие деньги. Рано утром поехали на станцию троллейбусов, купили билеты в Симферополь, на автовокзале сдали вещи в камеру хранения (хорошо, что они рядом) и пошли на море бросать камешки. Кто хотел, тот искупался, кто купил винца, правда, фирменный "Массандровский" магазин был закрыт по причине раннего утра. Но в гастрономе цена была вполне приемлемой по сравнению с киевскими. На этой радостной ноте я и заканчиваю рассказ

Всего за 7-й день пройдено; 33 км.


Текст и фото -
Стас Потанин


 

новости   походы   т-материалы   т-книги   т-юмор   т-форум   Написать письмо

© т/к Крокус 2001
Последнее обновление 04.07.2001