пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ, пїЅпїЅпїЅпїЅ

Туризм и альпинизм в Киеве
Т-форум
Т-галерея

Краткий очерк из истории одного ПВД.

остатки Сатановской крепости

каменные натеки

подъем наверх

Часть 1. Подготовительная.

Походы выходного дня бывают разные. Кто-то берет рюкзачок, выводок детишек, выбирается в Пущу или на Туруханов остров и культурно валяется на травке кверху пузом. Кто-то набивает рюкзак ненужными тяжестями и устраивает марш-бросок по Тальским болотам. А мы решили эти выходные провести под землей. В пещеру “Жемчужина” народ собирался уже давно, еще в начале весны. И вот, наконец, выпал удобный случай – 3 дня выходных, которые нужно было потратить как-то с пользой для души. Собралась не маленькая толпа народу - 16 человек. Причем, половину из них не знал, наверное, и сам руководитель – Сергей Малкин из турклуба г. Вишневого. К сожалению, крокусовцев было всего трое – Маша Зеленская, Люда Браславская и я.

Добирались до Хмельницкого двумя поездами – в одном 10, в другом 6 человек. Все время до отхода нашего поезда я был занят очень нужным делом – пытался раздобыть на него билет, ибо такового у меня не было. Поскольку законов подлости еще никто не отменял, то билеты были куда угодно, только не на запад. Свободные плацкартные места были даже в поездах на Крым, а вот на Львов, Ужгород, Прагу (!) не было даже купейных. Проносившись по кассовому залу аж до отхода поезда, наконец, плюнул на все и решил воевать с проводниками. Для надежности, мы с Малкиным пошли навестить вагонного после отхода поезда. Нас, как водится, пнули к начальнику поезда. И вот тут оказалось, что для них это что-то вроде бизнеса. Начальница поезда нас радостно встретила, выписала какую-то бумазею, поинтересовалась, какие нам нужны места. Узнав, что мест нам не надо, и что я прекрасно переживу ночь на третьей полке, очень обрадовалась, взяла с нас деньги (сумма оказалась меньше чем цена плацкартного билета!) и пожелала спокойной ночи. Сервис!!! Поскольку нам предстоял ранний подъем, (поезд прибывал в 5 утра) от ночных песен пришлось отказаться и мы, поужинав, улеглись спать.

Утром встретили остальных ребят. Взяли билеты назад. К сожалению, и тут не удалось избежать транспортных проблем. Обратный поезд устраивал не всех, но другого не было. Расписание автобусов на Сатанов неприятно поразило крайней нам непригодностью. Пока мы бегали от одной автостанции до другой и чесали за ухом, за дело взялся руководитель наш - Малкин. Через несколько минут весь личный состав линейного отделения милиции станции Хмельницкий искал нам автобус. А еще минут через 20 мы уже набивали рюкзаками великолепный бусик. Он нам обошелся по 10 грн. с человека. Очень неплохо, если учесть что рейсовый автобус стоит 8 грн. и едет в два раза дольше.

Перед собственно пещерой, у нас в планах было посещение Сатанова. Тут размещен интересный католический собор, древняя синагога 16 ст., действующий монастырь. Но основная достопримечательность Сатанова – развалины замка 16 ст. К сожалению, этот великолепный памятник истории никем не охраняется и не окультуривается, так что он весь зарос сорными травами, местные жители разбирают камни на свои постройки, стены замка разваливаются от простого прикосновения. Проведя в Сатанове пол дня, идем дальше к главной цели нашего путешествия – пещере “Жемчужина”.

Дорога к пещере идет по живописному берегу речки Збруч. Эта местность богата различными минеральными водами, посему нас регулярно обгоняют цистерны, заполненные целебной жидкостью. Одну такую тормозим, просим напиться. Дальнейшее напоминает известную фразу “мышки плакали, кололись, но продолжали жрать кактус”. Вонючая вода с сероводородом в горло не лезла, но мы почему-то пили ее с удовольствием. Идем дальше. Впереди – водопад, как гордо называют его местные. На деле – обыкновенная плотина, перепад уровня – метра 3. Разделись и всем составом полезли в воду. Падающая сверху вода – прекрасный массажер, а вырывающаяся из дамбы струя воды - хороший повод потренировать переправу через бурный горный поток.

После купания разделились на две группы, и пошли навестить монастырь. Помимо довольно современной действующей части сохранились и развалины древнего, каменного монастыря.

На этом культурная часть программы закончилась. К вечеру мы дошли до пещеры и установили лагерь. Завтра полезем вниз. Единственное, что мы знаем о ней, это то что, общая длина ходов ее около 200 м, пещера имеет два вертикальных колодца длиной 12 и 7 м. Мы не знаем ни структуры ходов, ни их размеров. Все узнаем завтра.

Часть 2. Собственно пещера.

С утра порешили, что ломиться в незнакомую пещеру всей группе из 16 человек все же не стоит. Мы разделились на две части - в первую попали самые опытные и худые, а остальные во вторую. Поскольку назвать себя ни особо опытным, ни тем более худым я не могу, пришлось идти в пещеру во вторую очередь. Договорились, что первую группу будем ждать часам к двум, и каждый занялся своими делами. Несколько человек ушло в ближайший поселок за едой, а также разведать, как нам завтра отсель выбираться. Остальные занялись разного рода подвижными играми (волейбол, бадбинтон, “выбивного” и даже вольной борьбой). К обещанным трем часам из первой группы еще никто не вернулся. Быстренько перекусили бутербродами и продолжили дальше наши игрища. Сил остается все меньше и меньше. Совсем непонятно, как мы будем лазить в пещере. Теоретически, надо было бы лечь отдохнуть, но это ужасно скучно, так что продолжаем изматывать себя. К началу пятого, наконец, сверху спустился посланник первой группы. Мы очень обрадовались, решив, что наконец-то настала наша очередь. Но не тут то было. Спустившаяся Таня рассказала, что все это время они вытаскивали Малкина, прочно засевшего в узком вертикальном колодце. Вытащить они его вытащили, но теперь он жутко голодный, так что “Люди добрые, мы сами не местные…”. Дали ей для Сереги немного еды и отправили наверх. Сами продолжили кидать мяч.

Ближе к семи часам появился Малкин и сказал нам идти наверх. Сам он остался внизу и о том, как застрял, особо не распространялся. Метров пятьсот подъема и вот наконец-то ОНО. В смысле “она”. Т.е. пещера. В скале зияет черная дыра, из которой торчит улыбающаяся физиономия кого-то из первой группы. Страхующий Сергей Лукашов предлагает одевать системы и нырять вниз. Что я и делаю. На восьмерке быстро прохожу отвесный двенадцатиметровый спуск и попадаю в широкий коридор, от которого отходит множество ответвлений, большинство из которых, правда всего пару метров. Внизу нас ожидает Володя Удовиченко – теперь он тут все знает и будет нашим гидом. Пока народ спускается, я вслед за Володей иду ко второму спуску. Спуск короткий, не более 7 метров, но очень узкий. Как раз тут, на подъеме и застрял Малкин. Дойдя до одного из узких мест, останавливаюсь и трезво взвешиваю шансы. А стоит ли? Может сначала сбросить килограммов надцать? После длительного раздумья решаю идти дальше. Делаю пару шагов. Похоже, пошел не туда – сказывается отсутствие опыта. Ведь Малкин шире меня, но он как-то тут прошел. Пока думал, сверху позвали на помощь – Люда забралась в какую-то дырку и никак не может из нее вылезти. Пришлось повернуть назад. Спуститься вслед за Володей вниз решились немногие. Пока группа решала лезть за ним или нет, я исследовал остальную, доступную мне часть пещеры. И тут пришлось на собственной шкуре испытать, что значит ненадежная страховка. В пещере стены гладкие и надежных выступающих камней почти нет. Совершая очередной 7-метровый спуск по невесть как попавшему сюда стволу дерева, пришлось крепить страховку на него же. Когда ствол переломился пополам, я получил вагон незабываемых впечатлений. Результат – потерянный фонарь, вывернутая нога и страшно болящая голова, которой в полете раза три ударился об узкие стены. Фонарь ребята нашли, нога оказалась только сильно ушибленной, голова быстро прошла, а вот опыт “как не надо” остался на всю жизнь.

Спелеологу надо быть не только худым, но еще и коротким. Налазившись по технически сложной части пещеры, группа ушла в другую, более простую, но и более красивую ее часть. Путь туда лежал через узкий наклонный лаз, заканчивающийся неудобным выходом. И тут меня подвел мой большой рост. Пролезши почти через весь ход, я так и не смог никуда деть ноги, вылезая из этой дыры. Изрядно помучившись, я понял, что туда мне хода нет. Нас таких оказалось двое, и мы остались ждать народ по эту сторону лаза. В пещере время течет совсем по-другому. Девушка Ира, оставшаяся со мной скоро замерзла, и мы подняли ее “на большую землю”. Я остался один, выключил фонарь и погрузился во тьму. Как мне показалось, довольно скоро вернулись ребята. Это было удивительно, так как “по ту сторону” достаточно много ходов, и на них нужно время. Но еще больше я удивился, глянув на часы. Я был в одиночестве около часа! Когда мы вылезли из пещеры наверх, шел второй час ночи. Мы провели внизу почти шесть часов, но время это абсолютно не ощущается. Спустились в лагерь, поужинали и завалились спать. Утром быстро собрались, почистили перышки и почапали к ближайшему санаторию. Там договорились за автобус (200 грн. на всех), и вечером были в Хмельницком. Затем как обычно - поезд, море пива, гора еды, песни под гитару и обсуждение будущих планов. ПВД закончилось.

Антон Василенко.

Оказавшись на дне пещеры, я сразу нырнула в первую попавшуюся дырку. В голове как всегда мелькнула мысль: а вдруг застряну? Но, успокоив себя тем, что я маленькая и худенькая, поползла дальше. Ответвление оказалось не таким уж и длинным, чем меня сильно разочаровало. Но на обратном пути я обнаружила другой проход, сверху, и решила сразу же им воспользоваться. Забираться наверх было не так уж легко, т.к. стены пещеры хоть и каменные, но покрыты тонким слоем скользкой глины. Несколько раз, соскользнув вниз и набив бока, мне все-таки удалось вскарабкаться наверх. Как выяснилось, этот проход выходил прямо в тот зал, в который мы спускались на веревке. Влево от прохода отходила та самая длинная и узкая трещина, о которой говорил Володя, что не все в нее пролезут. В это трещину полезли только Володя, Витя и я. Минуты две мы шли по узкому и глубокому (или высокому, смотря как смотреть) проходу, который в конце резко обрывался и уходил вниз. Тут нужно было спуститься несколько метров вниз на распорах, упираясь в скользкие стены узкой трещины, а потом нырнуть под нависающий камень. Спускаться вниз было не так уж и тяжело – нужно было просто упираться в края трещины, понемногу ослабляя напряжение в руках, и так медленно сползать вниз. Внутри пещеры было довольно симпатично: стены напоминали морские водоросли, только они были чуть побольше, покаменнее, и покоричневее. Полюбовавшись красотами пещеры, мы двинулись назад. Обратный путь оказался намного сложнее, чем я думала. Тут нужно было упираться в очень скользкие стены пещеры, и при этом как-то ползти наверх.

Первым полез Витя. По его кряхтению и прочим “положительным” эмоциям, я поняла, что ползти назад будет куда тяжелее. Я полезла второй, а Володя остался “типа” страховать. Почему “типа” сейчас объясню. Чтобы обойти нависающий над головой камень, нужно было пройти пару метров в сторону по расщелине. Таким образом, земли под ногами уже не было, а путь наверх только начинался. Володя остался под камнем и “типа” страховал. Толку от такой страховки было мало, но психологически было все-таки легче, от мысли, что кто-то рядом.

Первые попытки продвинуться окончились довольно плачевно: как только я чуть ослабила руки, чтобы за что-то зацепиться, как тут же сползла вниз. Отдышавшись, я возобновила попытки. Цепляясь руками за все, за что можно было уцепиться я все-таки начала медленно продвигаться наверх. Обратный путь мне показался вечным. Самое страшное было то, что никто не мог меня подстраховать – если бы я сорвалась, то улетела бы вниз целовать камни. Когда я наконец-то выбралась наверх, у меня от напряжения дрожали коленки. Затем мы всей толпой полезли во второй ход. В него не влезли только Антон и Ира. Этот проход оказался длиннее и богаче на разные дырки. Множество длинных кружевных каменных складок украшали стены и потолок прохода. Все это издалека смахивало на оргАн (с ударением на втором слоге). Если приложить фонарик к одной из таких складок, она становилась ярко рубиновой. Налазившись вдоволь, мы вернулись к ожидавшим нас ребятам.